1. На сцене Театра армии легко поместится 1000 человек
Сцена Театра Российской армии в Москве — самая большая в Европе. Громадное десятиэтажное здание с колоннами, спроектированное в 1934 году, во время Великой Отечественной войны оказалось удобным ориентиром для немецких летчиков: в плане оно повторяет форму огромной пятиконечной звезды.
2. Ниндзя не носили черное.
То, что мы считаем одеждой ниндзя, — театральный костюм человека-невидимки
Черный костюм — не самая хорошая маскировка для незаметного убийцы, поэтому ниндзя никогда так не одевались. Зато так одеваются кукловоды в японском театре бунраку и рабочие сцены в другом традиционном жанре — кабуки. Если зрители видят человека в черном, они его игнорируют, как если бы он был невидимкой. Поэтому японские художники стали рисовать ниндзя в такой же одежде.
3. Действие самого маленького в мире спектакля происходит в спичечном коробке
Знаменитый «Апокалипсис» московского театра «Тень» длится 10 минут. В спектакле все декорации и куклы расположены внутри спичечных коробков. Каждая сцена играется при свете спички и длится не более 15 секунд — пока спичка не потухнет. А звучащий текст смонтирован из записей голосов Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Фоменко и других деятелей искусства.
4. Самый распространенный вид культурного досуга в России XVII века — медвежья потеха
«Олеарий в своих путевых записках о России замечает, что в его время, т. е. в 30-х годах XVII ст., вожаки с танцующими медведями ходили в России по всем деревням». Об этом и других безумных обычаях русского народа как об истоках российской театральной культуры мы прочитаем в книге Александра Архангельского «Театр допетровской Руси» (1884)
5. Более 120 пар пуантов изнашивает за сезон одна балерина
«В прошлом сезоне я использовала около 125 пар пуантов, — говорит прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина. — На большой спектакль уходит две-три пары туфель, по паре на каждый акт».
6. В Москве 390 театров. Но это неточно
Вообще, много кто пробовал посчитать: одни говорят, что их меньше 200, другие — что больше 400.
7. Во времена Мольера самые богатые зрители сидели прямо на сцене
Во Франции в XVII веке самые обеспеченные люди могли позволить себе билеты в театр с местами прямо на сцене. Но вовсе не для того, чтобы лучше видеть игру актеров, а чтобы показать себя.
8. В СССР был театр, в котором играли только женщины
В городе Салавате Республики Башкортостан в годы Великой Отечественной войны действовал передвижной театр, состоявший из семи актрис. Мужская часть коллектива ушла на фронт, а женщины сохранили театр, бесперебойно исполняя весь репертуар, распределив между собой и мужские роли тоже.
9. История гласит, что древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и непосредственно на театральных представлениях. Поэтому если по ходу сценария актер должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговоренного к казни преступника и убить прямо на сцене. Жутко, но факт.
10. Раньше среди всего разнообразия вееров существовали особые театральные вееры, которые кроме своего прямого предназначения, выполняли функцию помощника. На вееры для зрителей наносили сцены из спектакля, программы представлений, отрывки из пьес. А актрисы на своих веерах иногда записывали труднозапоминаемые тексты.
11.Всемирный день театра (World Theatre Day) основан в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Традиционно он проходит под единым девизом: "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".